Наполеон города Бэ


Арт-исследование «Napoleon города Бэ» это попытка спровоцировать в медийном пространстве и на других площадках города дискуссию об исторической памяти, где главный вопрос – нужна ли горожанам правдивая история места, в котором они живут, и влияет ли это знание на самоидентификацию, культурное поле, уникальность городской среды и качество коммуникаций в этой среде.

Проект начался год назад, когда участники ивент-сообщества «Борисовская мыза» снимали игровой видеоролик «Манекен» и создали для съемок артефакт – чайную ложечку Наполеона Бонапарта. Впоследствии оказалось, что в истинности «музейного экспоната» сомневаются лишь историки. Обычные же зрители либо верят в историчность ложки, либо им, вообще, безразлично ее происхождение. Возник вопрос, каким образом конструируется наша историческая память, как формируется доверие/сомнение к преподносимым историческим фактам, кому и в каком виде выгодно историю сохранять. И возможно ли в современных реалиях гармоничное развитие города, как культурного пространства, с учетом исторического контекста, который был практически полностью утерян и «преображен» историками в течение двадцатого века.

Арт-исследование инициировано ивент-сообществом «Борисовская мыза» в сотрудничестве с Борисовским объединенным музеем и реализовано в рамках проекта «Арт-Соц-Лаб». Со всеми конкурсными исследованиями можно ознакомиться здесь.

Авторы проекта решили выставить этот псевдо-исторический экспонат в мае 2015 года на пешеходном мосту через Березину. Мост фактически и символически соединяет две части города – старую и новую, прошлое и настоящее. Прохожих, которых заинтересовала ложка, приглашали поучаствовать здесь же в экспресс-экзамене по истории города.

  • Наполеон города Бэ
  • Наполеон города Бэ
  • Наполеон города Бэ
  • Наполеон города Бэ
  • Наполеон города Бэ

Сами экзаменаторы были одеты в костюмы 1812 года, а билетов было семь. Вопросы касались экспонатов городского музея, личностей и событий, связанных с периодом наполеновских войн и имеющих отношение к Борисову. Все, кто отвечал правильно, получали значок “Я знаю историю Борисова”. А тех, кто сомневался или давал неверный ответ, угощали пирожным и предлагали послушать две истории (всего 14 текстов) и выбрать правдивую. Один текст был исторически верный, подготовленный сотрудницами музея, а второй – полностью придуманный. Однако, оба варианта часто воспринимались, как исторический факт. Многие соглашались поговорить на камеру об истории города и о том, зачем она им нужна, этот материал представлен в видеосюжете "Наполеон города Бэ".

А вот и фоторепортаж о происходящем на мосту.

Вместе с тем, исследуя медийное пространство, авторы проекта обнаружили, что есть два города – тот, который представлен в СМИ, и тот, каким его можно увидеть с помощью летописей и других исторических текстов. Таким образом, один из результатов проекта – мобильный гид, позволяющий рассмотреть то, что не сохранилось в городском пространстве, но повлияло (и продолжает влиять) на развитие города, присутствуя в нем незримо. Мобильный гид – подарок для тех, кому скучно гулять по проторенным туристическим дорожкам. И если вы хотите увидеть город Борисов глазами людей, живших здесь сто, двести лет назад, тот этот квест как раз для вашего воображения. Находясь в современном городском пространстве, вы просто читаете текст и смотрите историческое кино. Можно выбрать длинный или короткий маршрут. Добавить себе времени на фото или остановку в кафе по дороге. Путеводитель дополнен заметками про инфраструктуру.

15 августа в усадьбе Колодеева открылась выставка-презентация результатов арт-исследования «Napoleon города Бэ». Программа включала открытие фотовидеоэкспозиции, презентацию мобильного гида, экспресс-экзамен по истории. Особый интерес вызвала открытая лекция историка Алексея Браточкина «Как сделать историю «видимой» в городском пространстве?». Материалы лекции.

  • Наполеон города Бэ
  • Наполеон города Бэ
  • Наполеон города Бэ
  • Наполеон города Бэ
  • Наполеон города Бэ

Фото Валерия Пчёлко

Также и экспозиция – это не сам город на фотографиях, но его образ, который складывается из того, что можно увидеть на улицах, прочитать или посмотреть в интернете, прочитать в исторических текстах.